Полная версия

Главная arrow Юридические arrow Административное право arrow
Правовые акты управления

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Прекращение действия акта управления

Этот вопрос целесообразно рассмотреть отдельно. Дело в том, что речь идет об уже действующих актах, на смену которым приходят новые. С целью обеспечения стабильности принятых решений их отмена, изменение часто связаны с рядом формальностей, которые призваны помешать поспешной необоснованной замене уже действу­ющих актов. Многие ученые отмену, приостановление дефектных актов считают особой юридической санкцией.

Изменить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных его частей (статей, пунктов). Для внесения изменений требуется принятие нового решения и, как правило, тем же органом, должностным лицом, который принял акт в старой редакции.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юриди­ческим. Если истек срок действия, исчезла необходимость в право­вом опосредовании, действие акта прекращается фактически, то есть без издания нового решения.

Юридическое прекращение действия акта может быть прямым и косвенным. В первом случае акт прямо отменяется либо признает­ся судом незаконным. Во втором — принимается новый, с началом действия которого старый теряет юридическую силу. Косвенная от­мена — свидетельство неотработанной юридической техники.

АГА по общему правилу может отменить тот, кто его при­нял, и вышестоящий орган (должностное лиио). Кроме того, акты вправе признать незаконными суды.

В соответствии с принципом разделения властей суды вправе прекратить действие акта только по мотивам законности. Президен­ту РФ предоставлена возможность отменять правительственные акты тоже только тогда, когда они незаконны.

Правительство РФ вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти, а глава администрации субъекта РФ вправе отменять приказы органов и структурных подразделений ад­министрации. На практике и за вышестоящими органами специаль­ной компетенции признается право отменять приказы подчиненных им органов.

Одно из важных отличий административной деятельности от правосудия состоит в том, что суд не вправе пересмотреть свое реше­ние (приговор), а субъект исполнительной власти вправе свой акт и изменить, и отменить. И сделать это можно как по мотивам законно­сти, так и по мотивам целесообразности.

Но здесь возникает один очень деликатный вопрос: вправе ли исполнительный орган государственной власти отменить свое реше­ние об усыновлении, присвоении звания, предоставлении жилой пло­щади, лицензии, льгот, назначении на должность и иные правонадели-тельные акты? В ряде стран не допускается отмена решения, если это нарушает такие права сторон, которые они приобрели добросове­стно и которые уже осуществляются. Хотя подобных общих норм в России нет, есть специальные нормы, есть обычаи, общие принципы права, в соответствии с которыми индивидуальный акт, предоставив­ший права субъекту, если эти права приобретены добросовестно и уже осуществляются, может быть отменен, если суд признает его неза­конным.

Орган исполнительной власти вправе отменить свой индивиду­альный акт (например, о выдаче лицензии), если будет установлено, что он принят на основании недостоверных сведений, предоставлен­ных лицом. Во избежание ошибок в таких делах следовало бы уста­новить правило, что подача в суд жалобы на подобный акт автомати­чески приостанавливает его исполнение, а значит, предоставленное право сохраняется.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>