Полная версия

Главная arrow Юридические arrow Административное право arrow
Правовые акты управления

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Акты управления федерального Правительства

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановле­ния и распоряжения.

Правительственные акты обладают следующими отличительны­ми признаками:

  • • это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и кон­кретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента;
  • • среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера, комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;
  • • это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов фе­деральной исполнительной власти, выступающие фундаменталь­ной основой для ведомственных нормативных актов;
  • • эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ;
  • • исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной власти.

Следует различать следующие правовые основания для изда­ния правительственных актов. Во-первых, Правительство издает «инициативные акты» на основе норм о компетенции, управомочи-вающих его осуществлять правовое регулирование той или иной сферы общественной жизни. Во-вторых, Правительство принимает акты во исполнение федеральных законов — в законе может со­держаться бланкетная норма, определяющая, что тот или иной поря­док (деятельности, реализации прав) устанавливается Правитель­ством, или указывается на конкретный правовой акт (положение, правило), который следует утвердить Правительству, либо в статье о введении в действия закона Правительству дается поручение при­вести свои акты в соответствие с ним в определенный срок. В-третьих, обязанность Правительства издать тот или иной правовой акт часто содержится в нормативном указе Президента Российской Феде­рации.

В том случае, если федеральный закон не предусматривает кон­кретный срок для принятия правительственных актов, этот срок оп­ределяется по усмотрению Правительства и закрепляется в плане его правотворческой деятельности. Правительственные акты, издава­емые во исполнение указов Президента, должны быть приняты не позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствую­щих указов, если этими указами не установлен иной срок.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства, а в период его отсутствия — испол­няющим обязанности Председателя.

Постановления Правительства могут приниматься на заседани­ях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правитель­ства, либо принимаются Председателем Правительства в пределах его компетенции. Акты, принятые Президиумом Правительства, мо­гут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Распоряжения Правительства являются актами, принимаемыми в порядке единоначалия его Председателем либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства.

Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:

  • • программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, со­циальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
  • • регламентационные акты, устанавливающие правила деятель­ности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
  • • статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;
  • • правонаделительные акты, управомочивающие государствен­ные органы и их должностных лиц на совершение определен­ных действий;
  • • внутриорганизационные акты, определяющие деятельность ап­парата Правительства.

От правовых актов Правительства следует отличать иные виды служебных, управленческих документов, таких, как письма, поручения, обращения, заявления и т.д. В отличие от правительственных актов они либо не содержат одностороннего, юридически-властного воле­изъявления, либо принимаются за рамками надлежащей правовой процедуры.

Согласно Регламенту Правительства Российской Федерации, проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты по­становлений Правительства, имеющие нормативный характер, в обя­зательном порядке согласовываются с Министерством юстиции Рос­сийской Федерации, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации.

Проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-тех­нической). В качестве приложения они должны иметь пояснитель­ную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социаль­но-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления Правительства, если они затрагивают права, сво­боды и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по исте­чении семи дней со дня их первого официального опубликования, но не ранее дня их официального опубликования; со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие го­сударственную тайну или сведения конфиденциального характера; с иной даты, указанной в самом постановлении. Распоряжения Пра­вительства вступают в силу со дня их подписания, если в них не указан иной срок.

Постановления Правительства подлежат официальному опубли­кованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безот­лагательно. Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты Правительства могут быть отменены Президентом в слу­чае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>