Полная версия

Главная arrow Экономические arrow Госслужба arrow
Особенности проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на п...

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Предприятия с иностранными инвестициями

В соответствии с постановлением Верховного Совета Россий­ской федерации от 10.07.92 г. "О внесении изменений в поста­новления Верховного Совета Российской Федерации по вопро­сам налогообложения" по предприятиям с иностранными инве­стициями, занятым в сфере материального производства, кото­рые зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 1992 г., сохраняется ранее установленная льгота по освобожде­нию их от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет (по созданным в Дальневосточном экономическом районе - в те­чение первых трех лет) с начала получения ими первой балан­совой прибыли.

Одним из вопросов налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями является правомочность получе­ния ими ранее установленной льготы.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 14.10.91 г. N 16/315В "Об особенностях на-

логообложения прибыли совместных предприятий с участием иностранных инвесторов и доходов, получаемых участниками этих предприятий в результате распределения прибыли на тер­ритории РСФСР в 1991 году" от уплаты налога на прибыль осво­бождались предприятия с долей иностранного участника в ус­тавном фонде более 30 процентов, осуществляющие деятель­ность в сфере материального производства, в течение первых двух лет (созданные в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли, за исключением предприятий, занимающихся добы­чей полезных ископаемых и рыболовством.

При этом понимается, что правом на льготу могут пользо­ваться только те предприятия, у которых доля выручки, полу­ченная от осуществления деятельности в сфере материального производства, составляет более 50 процентов всей выручки. В случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения до­ли дохода от деятельности в сфере материального производства в течение льготного периода действие льготы прекращается.

Для применения настоящей льготы совместное предприятие должно вести раздельный учет доходов по видам деятельности.

Отнесение видов деятельности совместных предприятий к материальной сфере производится на основании положений "Общесоюзного классификатора. Отрасли народного хозяйст­ва" 175018. Конкретные вопросы, связанные с отнесением де­ятельности совместного предприятия к отраслям материаль­ного производства, согласовываются с местными налоговыми органами.

Особое внимание следует уделить правильности оценки до­лей участников предприятия с иностранными инвестициями, которая производится по соотношению средств, фактически внесенных в счет вкладов в уставный фонд, по состоянию на 1 ян­варя года, следующего за годом начала хозяйственной деятель­ности предприятия. При этом у предприятий, зарегистрирован­ных до 01.11.90 г., вклад иностранного участника в иностранной валюте пересчитывается в рубли по официальному валютному курсу, зарегистрированных позднее 01.11.90 г. - по коммерче­скому курсу, исчисленному на день регистрации предприятия.

Наряду с валютными средствами иностранный участник имеет право вносить в качестве вклада в уставный фонд обору­дование и другое имущество, а также нематериальные активы.

В качестве основания для оценки материальных ценностей следует принимать первичные документы (счета, товарно-транспортные накладные, инвойсы и т.п.). Следует иметь в ви­ду, что в ряде стран с покупателя взимается НДС, который по­казывается в счете отдельной строкой, а при вывозе товара за границу сумма НДС возвращается покупателю. Поэтому при оценке долей участников в уставном фонде сумма НДС из об­щей суммы исключается.

Особое внимание следует уделить правильности учета в ус­тавном фонде нематериальных активов: "ноу-хау", права на промышленную и интеллектуальную собственность (на изобре­тения, промышленные образцы, торговые знаки, авторские пра­ва и т.д.).

Включение "ноу-хау" и других нематериальных активов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется на основании соглашения сторон, в котором ого­вариваются порядок, условия и сроки передачи документации, ее объем, стоимость и т.п. При этом "ноу-хау" должно быть при­нято на баланс в виде конкретного документа с составлением в установленном порядке акта приема-передачи.

Если предприятие с иностранными инвестициями имеет фи­лиалы и другие аналогичные подразделения, то определение до­ли выручки от деятельности в сфере материального производст­ва следует производить по предприятию в целом. Отдельно от головного предприятия льгота по освобождению от налогообло­жения прибыли филиалам не предоставляется.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают на­лог на прибыль в безналичном порядке в рублях или в иностран­ной валюте. В соответствии с письмом Госналогслужбы Россий­ской Федерации от 20.04.92 г. N ИЛ-6-06/123 налоговые плате­жи в свободно конвертируемой валюте зачисляются на единый балансовый счет N 7419000001, открытый на имя Госналог-службы Российской Федерации в Банке внешней торговли Рос­сийской Федерации (г. Москва). На указанный счет не могут за­числяться суммы налоговых платежей в иностранной валюте с блокируемых счетов во Внешэкономбанке СССР, кроме случаев осуществления платежей через третьи страны.

Доходы иностранных участников предприятий с иностран­ными инвестициями, получаемые в результате распределения прибыли, облагаются налогом по ставке 15 процентов, если иное

не предусмотрено международным договором между Российской Федерацией (СССР) и государством, в котором иностранный уча­стник имеет постоянное местопребывание. Следует иметь в виду, что если ранее налог с иностранного участника взимался только при переводе суммы дохода за границу, то по ныне существующе­му порядку налог удерживается сразу при выплате дохода. Ответст­венность за удержание и перечисление налога в бюджет несет пред­приятие с иностранными инвестициями, выплачивающее доход.

Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляю­щие свою деятельность на территории свободных экономиче­ских зон (СЭЗ), имеют особый правовой режим и условия хо­зяйствования. Согласно п. 6 Указа Президента Российской Фе­дерации от 04.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" порядок их налогообложения на территории СЭЗ до принятия Закона Российской Федерации "О свободных эконо­мических зонах Российской Федерации" определяется Законом Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации" и положениями о СЭЗ.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>