Полная версия

Главная arrow Экономические arrow Госслужба arrow
Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской Федераци...

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия. Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века. В новейшей истории России в сфере конкуренции на товарных рынках появляется федеральный антимонопольный орган осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением

законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий. Один из важнейших компонентов формализованных институциональных рамок – антимонопольное законодательство, устанавливающее рамки дозволенной хозяйственной деятельности в сферах, которые принято считать рынками. Главное в антимонопольном контроле – не допустить, предупредить, а если сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т.п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть организаций - монополистов, за которой следуют их злоупотребления своим положением, когда они могут диктовать свою внеконкурентную цену. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать этим организациям заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции.

Однако монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую

прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности организаций и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

Резюме

  • а). Монополия – это власть, и если эта власть будет неограниченной, то благосостоянию общества будет нанесен огромный ущерб. Поэтому антимонопольным органом РФ разработаны методы по регулированию действий монополий. Важно отметить, что монополии существуют в отраслях, в которых одна организация может производить выпуск, достаточный для обеспечения рынка по более низкой себестоимости, чем смогли бы это две или более организации. То есть, у государства нет экономического смысла в ликвидации такого рода монополии и оно вынуждено устанавливать регулирование деятельности монополистов.
  • б). Существующее антимонопольное законодательство нуждается в дальнейшем его совершенствовании, т.к. в ней имеются некие двоякие, непрозрачные толкования и естественно в данной сфере антимонопольному органу и стране в целом нужно еще развиваться и развиваться, а в теории необходимо искать всё новые и новые пути решения.
  • в). Рыночное регулирование тарифов цен существующих монополий нашей страны, как альтернатива государственному регулированию, в целом будет являться более эффективным механизмом, позволяющим параллельно с учетом интересов потребителей продукций и услуг этих монополий и

государства, качественно развиваться самим этим же монополиям.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ