Полная версия

Главная arrow Экономические arrow Госслужба arrow
Бюджетная система РФ

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Бюджетная система регионов

Бюджеты субъектов Российской Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Процедура утверждения и построения бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Для оценки региональных бюджетов применяют различные показатели, главным из которых является среднедушевой доход. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда финансовой региональной поддержки (ФФРП). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя не менее 95% от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ оказывается помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов и выделения бюджетных ассигнований.

Необходимо отметить, что на поступление денежных средств в региональные бюджеты огромное воздействие в последние годы оказал финансовый кризис 1998 г.

Падение реальных бюджетных доходов объясняется ухудшением условий хозяйствования субъектов региональной экономики. Рост убытков от деятельности промышленных предприятий и увеличение объемов их взаимной задолжности способны не только перекрыть инфляционную составляющую в доходах региональных бюджетов, но и привести к абсолютному уменьшению размеров бюджетных поступлений. Положение осложняется еще и тем, что максимальные размеры взаимных неплатежей приходятся на долю регионов, дающих основной объем поступлений в бюджетную систему России (см. табл.2.1.).

В результате даже развитые в экономическом отношении территории демонстрируют негативную динамику формирования бюджетных доходов.

Таблица 2.1.

Регионы с наиболее крупными размерами кредиторской и дебиторской задолжности (на 1 января 1999 г.)

Регионы

Кредиторская задолженность, млн. руб.

В том числе просроченная, %

Дебиторская задолженность, млн. руб.

В том числе просроченная, %

Тюменская обл

111 031

56,5

77 612

57,2

Свердловская область

56 002

69,5

32 678

59,2

Москва

51 649

39,5

40 513

39,2

Челябинская обл

51 477

61,0

24 527

62,4

Краснодарский край

42 144

62,4

27 116

56,1

Иркутская обл

36 665

58,9

17 888

58,9

Пермская обл

32 550

61,8

24 791

45,5

Санкт-Петербург

27 509

34,8

15 653

44,2

Московская обл

24 361

42,8

27,1

Налог на прибыль продолжает играть главную роль в формировании доходной части региональных бюджетов. По итогам 1998 г. в Нижегородской области на долю этого налога пришлось 39% всех налоговых поступлений в бюджет региона, во Владимирской – 41%, в Свердловской – 46%.

Другим существенным источником пополнения доходной части региональных бюджетов служат установленные субъектами Федерации прямые налоги на товары и услуги, а также лицензионные и регистрационные сборы. Уже сейчас в ряде регионов поступления от прямых налогов и сборов являются вторыми по значению после платежей в счет налога на прибыль, а в отдельных регионах занимают главенствующее положение среди налоговых доходов.

Значительная часть региональных бюджетных доходов поступает в неденежной форме. Зачеты по платежам между территориальными бюджетами, крупнейшими региональными предприятиями и представителями естественных монополий стали обычной практикой исполнения взаимных финансовых обязательств. По состоянию на август 1998г. из всего объема оплаченной продукции крупнейших налогоплательщиков на долю собственно денежных расчетов приходилось всего – 34,6%, в то время как на долю взаимозачетов 36,4%, векселей – 10,5%, бартера – 9,2%. Нет сомнения, что такая ситуация в конечном счете приводит к росту как недоимок по платежам в региональные бюджеты, так и объемов налоговых зачетов, которыми в регионах замещают несобранные бюджетные доходы.

Снижение доходной части региональных бюджетов оказало непосредственное влияние на их расходы. В большинстве субъектов Российской Федерации финансирование расходной части территориальных бюджетов происходило с еще большим отставанием от плана, чем формирование бюджетных доходов. Наиболее значительной расходной статьей региональных бюджетов остается финансовая помощь бюджетам других уровней, т.е. субсидирование заработной платы и коммунальных расходов нижестоящих административных образований. Так, в ходе исполнения бюджета 2001г. республики Карелии в условиях сокращения бюджетных доходов очень немаловажным фактором остается сохранение в стабильном состоянии ситуацию, удерживаемую в республике последние три года по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Но все это объясняет наличие факта значительного сокращения расходов по всем позициям в проекте республиканского бюджета на 2002г., за исключением заработной платы. Таким образом, в условиях ограниченных бюджетных ресурсов республика вынуждена значительно сокращать республиканские целевые программы и капитальные расходы.[1]

Таким образом, проведенный анализ показывает, что бюджетные системы российских регионов оказались чрезвычайно восприимчивыми к последствиям финансово – экономического кризиса, пик которого пришелся на август – сентябрь 1998г. В результате скачка цен, девальвации рубля и системного разрушения денежных рынков в регионах возникла новая ситуация, характеризуемая падением реальных бюджетных доходов, ростом убыточности промышленных предприятий, широким использованием неденежных форм уплаты налогов, обострением проблемы бюджетного дефицита, коллапсом рынка региональных заимствований. В создавшихся условия вплоть до периода 2000г. происходило дальнейшее снижение реального объема региональных налоговых поступлений, что привело к отказу от финансирования ряда социальных расходов, усилению зависимости субъектов Федерации от выделения им различных видов финансовой помощи из федерального бюджета.

Следовательно, еще долгое время федеральный центр будет вынужден постоянно оказывать помощь региональным бюджетам, и в первую очередь с целью смягчения социальной напряженности в различных регионах Российской Федерации.

  • [1] Катанандов С.Л. Бюджетная политика республики Карелия: сегодня и завтра // Финансы. 2001. №11
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>