Полная версия

Главная arrow Гуманитарные arrow Русский язык, культура речи arrow
Виды работ по обогащению словарного запаса

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа. Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем:

  • o усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка;
  • o обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;
  • o воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других;
  • o поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку [35, с.102-104].

Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников. Одним из направлений словарной работы на уроке русского языка в начальной школе является работа с орфографическим словарем.

Орфографический словарь содержит языковую информацию, которая способна найти место на каждом уроке русского языка. Настоящий словарь для ребенка не заменить ни списком самых важных слов в конце учебника, ни самодельными книжками-малышками. Вся словарная работа проводится с помощью словарей, которые становятся друзьями и помощниками каждого ребенка, приучая его к самостоятельному поиску знаний [36, с.48].

В заключении хочу сказать о том, что правильно организованная словарная работа позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой, способствует формированию у школьников умения осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся, а создание системы упражнений на основе аналитической работы со словом, предполагающей возможность выбора, проявления индивидуальных исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересоразвивающей речевой среды позволяет осуществлять личностный подход, поскольку одно из достоинств данной системы словарной работы – ситуация успеха для ученика [37, с.16-19].

«Только знание грамматики, только овладение навыками орфографически грамотного письма еще не разрешает всей проблемы овладения русским языком в целом, проблемы грамотности в широком смысле слова». Занятия по русскому языку должны формировать общую культуру выпускника школы, воспитывать всесторонне развитую личность, активно включающуюся в современную жизнь, а это требует от словесника выбора эффективных форм, методов и приемов организации урока. Человек должен обладать широким кругозором, что невозможно без специальных уроков по лексике. "Гибкость, точность, выразительность речи зависят от качественного владения словарем - глубины проникновения в систему значений слова, в его сочетательные возможности, умения свободно комбинировать слова на основе знания их системных связей" [38, с.41-44].

Таким образом, мы пришли к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника.

Обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысления является той основой, на которой строиться обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное значение к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания. Иными словами, учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи [39, с.151].

Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.

Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке [40, с.63].

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>