Полная версия

Главная arrow Гуманитарные arrow Русский язык, культура речи arrow
Виды работ по обогащению словарного запаса

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ПРЕДПОСЫЛКИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ

Лингвистические предпосылки

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки (условия), реализованные в учебном процессе: лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов); психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов); дидактические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса по русскому языку). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.

Лингвистические предпосылки – это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово:

  • а) как единицу лексической системы языка;
  • б) как элемент грамматической системы языка;
  • в) как элемент стилистической дифференциации языка. Базовые учебно-языковые умения обеспечивают формирование у школьников умения правильно употреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления.

Базовые лексикологические понятия характеризуют слово:

  • а) как номинативную единицу языка;
  • б) как совокупность разных лексических значений;
  • в) как элемент лексической парадигмы;
  • г) как носителя информации о происхождении и употреблении слова;
  • д) как элемент стилистической дифференциации языка.

Большинство понятий, характеризующих слово с указанных точек зрения, включены в действующую программу. Их изучение обеспечивает необходимые лексикологические условия для работы по обогащению запаса слов у учащихся [14, с.13-18].

Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.

Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются:

  • · толкование лексического значения известных учащимся слов;
  • · определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте;
  • · нахождение в контексте изученных лексических явлений;
  • · подбор и группировка изученных лексических явлений;
  • · пользование толковым словарем.

Владение этими умениями существенно способствует расширению словар­ного запаса слов у учащихся. Базовые грамматические понятия дают учащимся знания о структуре и морфологии слова, его синтаксических свя­зях в словосочетании и предложении, создают предпосылки работы по обогащению словарного запаса, знание детьми следующих грамматических понятий из области морфемики и словообразования: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание, сложное слово, сложносокращенное слово, словообразовательная модель, однокоренное слово, исходная единица образования слова, производное и непроизводное слова; морфологии: часть речи, значение части речи, абстрактные и конкретные слова, единичные и собирательные слова, лексико-грамматическая группа слов, собственные и нарицательные слова, качественные и относительные слова; синтаксиса: словосочетание, предложение, член предложения.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся опирается на следующие учебно-языковые грамматические умения:

  • а) определение состава слова;
  • б) установление исходной единицы производного слова;
  • в) подбор однокоренных слов;
  • г) определение значения группы слов;
  • д) разбор предложения по членам;
  • е) установление связи слов в словосочетании;
  • ж) группировка слов по каким-либо лексико-семантическим значениям.

Базовые стилистические понятия характеризуют слово с точки зрения оценки реалии и оценки самого лексического языкового явления. Ими являются стиль языка, стилистическое средство (нейтральное, высокое, сниженное), названия стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) [15, с.92-108].

В процессе словарной работы учитель должен специально обращать внимание на базовые понятия, используя их как необходимый фон обогащения словарного запаса школьников.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>