Полная версия

Главная arrow Гуманитарные arrow Русский язык, культура речи arrow
Виды работ по обогащению словарного запаса

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обогащение словарного запаса учащихся

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Основными задачами преподавателя в этом случае являются следующие положения:

  • · максимально расширить активный словарь обучающихся, с учётом их возрастных возможностей;
  • · научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
  • · помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С обогащением словарной работы на уроках русского языка связана и серия методических проблем:

  • O отбор словарного материала для первоочерёдного его изучения;
  • O последовательность включения в школьный обиход различных групп слов;
  • O приёмы раскрытия значений слов;
  • O система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

  • § Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
  • § Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
  • § Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
  • § Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания.

Великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [2, с.110]. Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы.

Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. В этом смысле наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение, поскольку таит огромные возможности для развития личности. Начинающий автор имеет возможность передать в сочинении собственное представление о предмете мысли и тем самым выразить себя как личность.

Индивидуальность раскрытия темы обеспечивает оригинальность сочинения и делает сам процесс работы над сочинением по-настоящему творческим.

Изложение собственных представлений требует сложной умственной работы, которая способствует развитию и формированию личности пишущего. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности не только в плане раскрытия темы. Очень важно заблаговременно провести грамотную словарную работу, предусмотреть и довести до детей значения новых слов, которые можно использовать при данном виде работы. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится мышление, тем оригинальнее получается сочинение. Для активного усвоения в каждом классе предусматривается определенный словарный минимум.

Основными критериями отбора словаря для активного усвоения следует считать частотность употребления и практическую необходимость слов. Для практической деятельности, повседневного общения на русском языке человек должен знать наиболее употребительные слова. Данные о степени употребительности той или иной лексической единицы приводятся в специальных частотных словарях современного русского литературного языка. Однако следует иметь в виду, что частотный словарь и словарь - минимум - это не одно и то же. В частотном словаре могут быть слова с высокой употребительностью, но не нужные в данном случае учащимся для речевой деятельности. И, наоборот, в словарный минимум могут входить такие слова, которые отсутствуют в частотном словаре, но являются в практической деятельности необходимыми. Поэтому вторым основным критерием отбора лексики для активного усвоения является практическая необходимость.

Но в любом случае для ребят должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы ученику выражать на русском языке свои мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать оптимальный лексический минимум.

Кроме двух указанных основных критериев существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся:

  • O сочетаемость с другими словами;
  • O многозначность;
  • O словообразовательная ценность.

Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексического значения слова является его сочетаемость. Учащиеся еще в начальной школе должны усвоить наиболее употребительные прямые значения. Они являются прямыми названиями предметов, действий, признаков, состояний. Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого, следует отобрать слова, обладающие словообразовательными способностями. Это даст возможность не включать в списки слова, которые легко могут быть образованы и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся. Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются уроки, повседневная речевая практика, чтение. На каждом уроке в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов. Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение. При чтении любого текста дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов. Источником обогащения словаря учащихся могут быть экскурсии, походы, проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения. Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны.

В программах по русскому языку в минимум слов, предусмотренных для активного усвоения, включены наиболее частотные, в практическом отношении ценные, доступные для определенного возраста. Этими словами пользуются дети в своей повседневной речевой практике. Они и составляют активный словарный запас.

Правильное определение количества слов для активного усвоения является очень важным вопросом. На основе экспериментальных исследований психологи доказывают, что завышение объема учебного материала приводит к существенным трудностям. Поэтому не следует гнаться за большим количеством слов. Необходимо добиваться закрепления каждого нового слова. Наряду с активным словарем учащиеся имеют и пассивный словарь, состоящий из слов, которые они понимают при чтении газет, журналов, книг, в речи учителя и других людей, а также при слушании радио и телепередач. Большинство слов пассивного словаря учащиеся не используют в своей речи, однако, постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря [3, с.60-61].

При нормировании слов для усвоения на уроке в первую очередь необходимо учитывать реальные возможности учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Учителю рекомендуется планировать свою работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 3-4 новых слов. Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Виды словарных работ:

  • · Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  • · Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  • · Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  • · Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске, экране).
  • · Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к определенной теме.)
  • · Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  • · Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  • · Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  • · Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  • · Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  • · Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  • · Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  • · Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    • o по родам;
    • o по числам;
    • o по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
    • o с непроверяемой и проверяемой гласной;
    • o одушевленные или неодушевленные предметы;
    • o по тематике – «Город» и «Деревня»;
    • o по частям речи;
    • o с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  • · Выписать из данных слов:
  • o слова, состоящие из двух, трех слогов;
  • o слова с Й;
  • o слова с шипящими.
  • · Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы) [4, с.31-34].
  • · Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  • · Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  • · Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  • · Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  • · Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  • · Подбор однокоренных слов.
  • · Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  • · Разбор слов по составу.
  • · Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  • · Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  • · Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  • · Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  • · Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  • · Письмо по памяти.
  • · Самодиктант и взаимопроверка.
  • · Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  • · Перфокарты, перфоконверты.
  • · Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  • · Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  • · Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  • · К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  • · Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  • · Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
  • · От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
  • · Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
  • · Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
  • · Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
  • · Зрительные диктанты
  • · Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
  • · Проверочные словарные диктанты.
  • · Вставка слова в классное наборное полотно.
  • · Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  • · Запись слова в орфографический словарик.
  • · Задание на дом – выучить написание слова.
  • · Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
  • · Словесное рисование.
  • · Игра – уменьшение
  • · Третий лишний
  • · С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор.
  • · Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.
  • · Распределительный диктант.
  • · Написание сочинений.
  • · Фонодиктант.

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой [5, с.3-8].

Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>