Полная версия

Главная arrow Экономические arrow Страхование arrow
Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Предпочтения потребителей.

Отношение к страхованию имущества со стороны потребителей.

Основные показатели рынка стра­хования имущества за счет средств населения приве­дены в следующей таблице 3.1.

Таблица3.1

Динамика рынка страхования имущества

Виды страхования

2000

2001

2002

Страхование имущества

Расходы, млн.

долл.

185,4

310,4

484,1

Рост, число раз

1,23

1,67

1,56

Число

договоров, шт.

17,4

17,2

16,2

Рост, число раз

1,01

0,98

0,95

Страхование транспорта

Расходы, млн.

долл.

63,6

143,9

304,8

Рост, число раз

1,56

2,26

2,12

Число

договоров, шт.

0,41

0,52

0,68

Рост, число раз

1,19

1,27

1,32

Страхование недвижимости

Расходы, млн.

долл.

119,4

163,1

173,5

Рост, число раз

1,11

1,37

1,06

Число

договоров, шт.

16,5

15,4

Рост, число раз

1,19

1,27

1,32

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 41

Как видно из таблицы, общий сбор премии по страхованию имущества за счет средств населения в 2002 году вырос в 1,6 раза, по страхованию кас­ко автотранспорта - в 2 раза. При этом наблюдается рост числа заключенных договоров по страхованию автотранспорта. Некоторое падение чис­ла заключенных договоров по страхо­ванию имущества в целом на фоне роста сбора премии свидетельствует о продолжающемся переносе «цент­ра тяжести» в имущественном страхо­вании с низкодоходных групп потре­бителей на высокодоходные. Уход с рынка многочисленной клиентуры с низким уровнем доходов, сохранив­шей страховые привычки с советских времен, значительно перекрывается в денежной выражении расширением страхования среднего класса и высокодоходных групп населения, тогда как по количеству заключенных договоров имеется некоторый откат.

Такая динамика позволяет сделать вывод о том, что в отношении населе­ния к страхованию наступил качествен­ный перелом. Поэтому в дальнейшем (разумеется, при условии сохранения положительной динамики уровня жиз­ни) можно ожидать сохранения высо­ких темпов роста страхового рынка.

Основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на потребитель­ское поведение - это его уровень до­хода. Некоторое самостоятельное значение имеют возраст, пол потре­бителя, а также география прожива­ния потребителя, однако их значение несравнимо с влиянием уровня жиз­ни. Для устранения влияния зависимости уровня дохода от возраста и пола потребителей (например, молодые мужчины чаще оказываются на высо­кодоходных должностных позициях, чем пожилые женщины) из всех по­требителей выделена имущественная группа с примерно одинаковым до­ходом в 200-300 долларов в месяц на члена семьи.

Как видно, зависимость числа используемых видов страхования от уровня дохода является наиболее сильной. При решении маркетинговых задач прочими зависимостями можно пренебречь в силу их слабости или использовать их как дополнительные.

Сбыт страховых услуг во многом определяется отношением потребите­лей к страхованию. Оно заметно раз­личается в зависимости от уровня до­хода и возраста респондентов.

В низкодоходной группе очень велико число тех, кто не сумел определиться с отношением к страхованию. С ростом доходов растет понимание необходимости страховаться как эле­мента современного стиля жизни. Уве­личивается число тех, кто считает страхование способом защиты от не­приятностей и выгодным вложением денег. Однако очень большая разни­ца между двумя этими оценками по­казывает, что россияне, даже с высоким уровнем доходов, пока не счита­ют страхование экономически выгод­ным. Это и понятно: при убыточности страхования имущества за счет средств населения на уровне 39,5% (поданным за 2002 год) страхователи получают назад менее половины средств, выплаченных компании. На сегодня основным мотивом приобре­тения страхования остается поиск пси­хологической уверенности, защита от страха. А эмоции, лишенные экономи­ческой основы, даже при всем значе­нии психологии для мотивации потре­бителей, не могут вызвать большого интереса к страховым услугам. Ситу­ация может измениться с ростом убыточности страховых операций – при убыточности операций в пределах 80-90% разница в премии и выплатах может рассматриваться потребителя­ми как плата за срочное предоставле­ние средств на восстановление иму­щества. А при убыточности более 100% страхование вообще превраща­ется в инвестиционную услугу, соче­тающую получение дохода и экстренное предоставление средств на лик­видацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлека­тельным для потребителей.[1]

Большое значение на денный момент и имеющий перспективу быстрого развития имеет Интернет рынок страховых услуг, а именно, имущественного страхования, который за последние 5 лет развития прошёл стадии развития «от нуля» до нескольких процентов в структуре страхового рынка.

Таблица 3.2

Способы приобретения страховых услуг, % по видам страхования

Обратил-

ся в офис

страховой

компании

К предста-

вителю

страховщика

в банке/авто-

салоне

Купил

через

Интер-

нет

Обратил-

ся к стра-

ховому

агенту

Ко мне

обратил-

ся стра-

ховой

агент

Страховку

для меня

приобрёл

работода-

тель

Другое

Страхование

автотранспорта

47,1

13,3

1,1

13,6

15,8

0,9

8,1

Страхование

недвижимого

имущества

34,7

1,0

0,7

10,3

46,0

0,3

6,8

Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №4, 2004, с. 24

Одним из важных факторов, оказывающих прямое влияние на повышение качества и эффективности страховых услуг на российском рынке, является эффективность системы управления качеством, базирующаяся на комплексной стандартизации.

Реально управлять качеством страховых услуг и повышать конкурентоспособность на российском и мировом рынках можно, если технология страхования базируется на системе взаимоувязанных стандартов, охватывающих все стороны и этапы процесса страхования.

“Стандартизация- деятельность по установленным правилам и характеристикам в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и увеличения конкурентоспособности продукции, работ и услуг” Закон РФ “О техническом регулировании” статья11 ,в том числе повышения уровня безопасности имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Необходимость стандартизации в страховании не вызывает сомнений, так как страховые услуги, как никакие другие, нуждаются в прозрачности и доверии со стороны потенциальных страхователей – потребителей страховых услуг. Понятно, что большее доверие вызовет та страховая компания, которая будет вести свою деятельность в соответствии с национальными и международными стандартами.

Анализ современного российского законодательства показывает, что вопросы стандартизации в страховом деле отнесены к компетенции Национального органа Российской Федерации по стандартизации и регламентируются данным новым законом. При этом страховые услуги не были в списке перечня товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации. Именно поэтому реально ещё не разработаны необходимые страховщикам добровольные стандарты.[2]

  • [1] Зубец А. Современное состояние рынка страховых услуг.//Страховое ревю. №3, 2004, с. 45
  • [2] Л.Бесфамильная, А.Цыганов, Р.Шамсутдинов. Качество и сертификация страховых услуг. Страховое ревю. №10, 2003, с.3-9
 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>