Полная версия

Главная arrow Гуманитарные arrow Русский язык, культура речи arrow
Грамматическая теория Фортунатова

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Идеи Ф. Ф. Фортунатова в трудах его учеников

Ученики и последователи Фортунатова продолжали разработку его идей, в частности учения о словосочетании, иногда значительно отходя от его положений, иногда лишь несколько их видоизменяя и делая попытку увязать данные положения с предыдущей и последующей русской грамматической традицией.

Огромное влияние идей Фортунатова о словосочетании как главном предмете синтаксиса находит свое отражение в работе А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», где центральными понятиями выступают форма слова и форма словосочетания. Форма словосочетания по аналогии с определением формы слова у Фортунатова определяется Пешковским «как свойство всего словосочетания, взятого в целом, выделять по звукам и по значению в сознании говорящего и слушающего двоякого рода элементы: вещественные и формальные» [8,с. 47].

Идеи Фортунатова получают своеобразное преломление в трудах А. А. Шахматова. Его труд «Синтаксис русского языка» является частью задуманного автором всеобъемлющего синтаксического исследования русского языка. Основные проблемы, разработанные в данной работе, сводятся: 1) к изучению о односоставных и двусоставных предложениях и 2) к изучению о словосочетании. В отличии от Фортунатова, определявшего предмет синтаксиса как учение о словосочетании, А. А. Шахматов предметом синтаксиса считает предложение. Учение о словосочетании оказывается у лингвиста подчиненным учению о предложении. Словосочетание выступает как незаконченная часть предложения. Круг интересов языковедов, входивших в Московскую школу, был весьма широк. Последователи Фортунатова стремились развивать его идеи в области синтаксиса и морфологии, уделяли большое влияние освещению процесса становления литературного языка, проблемам семасиологии и даже литературоведения.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>