Полная версия

Главная arrow Гуманитарные arrow Русский язык, культура речи arrow
Грамматическая теория Фортунатова

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Ф. Ф. Фортунатов – ученый и педагог

Филипп Федорович Фортунатов (1848 – 1914) – русский языковед. Родился 2 (14) января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1864 г. поступил в Московский университет, где учился на историко – филологическом факультете. Являлся учеником видного языковеда Ф. И. Буслаева. Еще студентом Фортунатов увлеченно занимался сравнительно – историческим языкознанием, изучал древнеиндийские памятники письменности, поэтому в 1868 г. был оставлен при кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков для подготовки к профессорскому званию. Филипп Федорович внес значительный вклад в литуанистику.

В 1871 г. был направлен за границу, где углубленно изучает древнеиндийские письменные памятники. В 1875 г. Фортунатов защитил магистерскую диссертацию, которая представляла собой перевод и критический анализ древнейшего ведического текста – «Самаведы».

После защиты диссертации он был избран профессором кафедры сравнительно – исторической грамматики индоевропейских языков Московского университета. За 25 лет педагогической деятельности Фортунатов создал систему преподавания лингвистических дисциплин, реализованную при подготовке специалистов по сравнительно – историческому языковедению. Эта система была признана одной из лучших в мире.

Лекции Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты. За 43 года научной деятельности им было написано 37 работ.

В 1898 г. Ф. Ф. Фортунатов был избран академиком и в 1902 г. переехал в Петербург, где до конца своих дней занимался редактированием научных изданий.

Он стал основоположником Московской лингвистической школы, к которой относились многие выдающиеся русские и зарубежные ученые (еще ее называют Московской формальной или Фортунатовской). Данная школа заняла ведущее место в российской науке и шла, по мнению его ученика А. А. Шахматова, «впереди западноевропейской лингвистики», сделав своим девизом основную идею учителя: «Лингвистические задачи следует решать лингвистическими методами».

Фортунатов был очень целеустремленным в своих научных интересах — раз став на рельсы младограмматиков, он уже с них не сходил. По ряду лингвистических вопросов у Фортунатова были самостоятельные взгляды. Вместо психологизма младограмматиков он пропагандировал формализм; в этом был один из путей отхода Фортунатова от младограмматизма. В противоположность младограмматикам, стоявшим на индивидуально- психологических позициях, Ф. Ф. Фортунатов подчеркивал общественный характер языка и связи его истории с историей общества.

В лекционных курсах различных лет Фортунатов уделял много внимания вопросу о соотношении языка и мышления. Большой интерес представляют разработка Фортунатовым проблемы структуры слова и трактовка ряда общих вопросов грамматической теории. Исходной точкой Фортунатова было своеобразное понимание им слова как всякого звука речи.

Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях.

 
Перейти к загрузке файла
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>